Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Сентября
    И.Г.Аксенова
  • 1 Сентября
    В.М.Анайкин
  • 1 Сентября
    И.А.Герасимова
  • 1 Сентября
    В.А.Голубев
  • 1 Сентября
    М.Ю.Гусакова
  • 1 Сентября
    В.Д.Рожков
  • 1 Сентября
    В.П.Уваров
  • 2 Сентября
    В.К.Иванец
  • 2 Сентября
    Л.М.Муллагалиева
  • 2 Сентября
    В.И.Риккер
  • 4 Сентября
    Т.А.Трушникова
  • 6 Сентября
    М.Ю.Загуменная
  • 6 Сентября
    А.В.Курепов
  • 6 Сентября
    Л.П.Сергеева
  • 7 Сентября
    В.И.Володин
  • 8 Сентября
    Г.Н.Протасов
  • 8 Сентября
    В.Н.Рафикова
  • 9 Сентября
    Ю.Д.Малясов
  • 9 Сентября
    Ю.К.Пащенко
  • 9 Сентября
    Н.Л.Щавелев
  • 10 Сентября
    А.Н.Лоторев
  • 10 Сентября
    М.Г.Романова
  • 10 Сентября
    А.А.Тернавский
  • 11 Сентября
    А.К.Касаткин
  • 11 Сентября
    А.Н.Пащенко
  • 11 Сентября
    Л.Г.Титов
  • 12 Сентября
    М.К.Кузнецов
  • 14 Сентября
    А.Н.Красова
  • 14 Сентября
    Т.Г.Родионова
  • 15 Сентября
    Д.А.Картунчиков
  • 15 Сентября
    Л.Д.Мусатова
  • 15 Сентября
    В.А.Оганесов
  • 17 Сентября
    Р.А.Дамиев
  • 17 Сентября
    Ю.Т.Калинин
  • 17 Сентября
    В.А.Никишин
  • 19 Сентября
    Р.Н.Мухаметзянов
  • 20 Сентября
    Ю.И.Голобушин
  • 21 Сентября
    О.Б.Кисарина
  • 23 Сентября
    Б.И.Пищугин
  • 23 Сентября
    С.И.Щукина
  • 25 Сентября
    Т.Г.Дунаева
  • 25 Сентября
    И.А.Копец
  • 25 Сентября
    Т.С.Фроловская
  • 26 Сентября
    В.П.Лисин
  • 26 Сентября
    Б.В.Сельков
  • 27 Сентября
    А.В.Никишин
  • 27 Сентября
    Б.И.Светлов
  • 28 Сентября
    Л.А.Коновалова
  • 29 Сентября
    В.А.Зиновьева
  • 29 Сентября
    Р.П.Кудряшова
  • 29 Сентября
    Ю.М.Руднов
  • 30 Сентября
    Е.А.Гурвич
  • 30 Сентября
    В.Л.Рыбин
  • 30 Сентября
    А.Л.Сидоренко
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

ЯМАЛ86

Курсы валют

21.09 20.09
USD 63.8487 64.2199
EUR 70.5975 70.9373
все курсы

По карте – провинция, по духу – столица

 

Тюменскому региональному общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска» скоро исполнится 25 лет. Срок? По годам – не столь продолжительный. Если же судить по делам, которыми отмечен этот период, то, без преувеличения, он вместил целую эпоху. Сотни проектов, каких прежде не было в России, – книги, проливающие свет на малоизвестные исторические события, поднятые из забвения имена наших выдающихся соотечественников, художественные выставки по всей стране, лекции перед разными аудиториями, наконец, встречи литераторов, художников, ученых с людьми в самых отдаленных уголках Сибири.

Благотворительные фонды ассоциируются у нас, в первую очередь, с помощью тяжелобольным детям, пожилым людям, инвалидам. Они приходят к тем, о ком, увы, не может позаботиться государство. Но ведь все чаще и наше духовное здоровье оказывается под угрозой. С экранов телевизоров бесконечно льется «попса», героями становятся звезды эстрады и воротилы бизнеса, праздность и материальный достаток преподносятся как образец достойной жизни.

Книжки в родительском доме для многих молодых – лишь часть интерьера, а произведения классиков школьники перед экзаменом «изучают» по пересказу в Интернете. Конечно, не стоит обольщаться, что просветительская работа – пускай, даже последовательная и кропотливая – даст скорые плоды. Но любое движение в этом направлении сегодня необходимо и, безусловно, целительно. Ему и посвятил себя фонд «Возрождение Тобольска».

И вот интересное дело: фонд этот тюменский (а по сути – тобольский), однако его деятельность имеет всероссийский размах. Мы как-то привыкли, что все масштабное исходит из центра, из столицы, оттуда инициируется и режиссируется. На самом деле провинция – понятие не географическое. Провинциальны иные потуги центральных телеканалов или издательств выдать кич за искусство – и в то же время «провинциальная Сибирь» родила и взрастила множество великих людей, составивших гордость русской и мировой культуры.

Впрочем, что касается Тобольска, то он и по статусу своему, как мы знаем, считался одной из российских столиц – с конца 16 века был административным центром самой большой в стране Сибирской губернии, простиравшейся от Вятки до Тихого океана. И величали-то его по заслугам «царствующим градом Сибири».

Возрождение Тобольска – что это? Возвращение небольшому по нынешним меркам городу былой славы? Не в том дело. Не гордыня же, в конце концов, ведет создателей фонда по этому пути. О задачах, которые они перед собой поставили, лучше всего сказал Валентин Григорьевич Распутин – «провинциал-иркутянин» и писатель с мировым именем:

«Тобольск и вся Сибирь» – это сочетание стало звучать торжественно после того, как подробные очертания всей полунощной страны представил миру сын боярский Семен Ремезов. «Тобольск и вся Сибирь» – так называется и свод выпускаемых фондом «Возрождение Тобольска» книг, отданных самым именитым сибирским городам и землям. В последние годы в условиях самовыживания эти земли отдалились друг от друга так же, как это было в 18 веке – и именно Тобольск взял на себя право напомнить им о нашем неотменимом родстве и общей судьбе».

Мог ли взять на себя подобную миссию какой-либо иной сибирский город с богатой историей? Иркутск? Или Омск – тоже, между прочим, столица Сибири в 1918 – 1919 годах? Наверное. Но сделал это именно Тобольск. И не только потому, что всем сибирским городам он, как ни крути, старший брат. Здесь нашелся человек, без которого не было бы ни смелой идеи, ни ее блестящего воплощения – Аркадий Григорьевич Елфимов, основатель фонда и его бессменный руководитель.

Тот же Валентин Распутин, никогда не расточавший слов зря, называя Елфимова «мотором фонда», написал о нем такие строки: «Бывший городской голова, кипучей энергии которого я удивлялся еще в 1987-м, прекрасно знающий все прорехи города и все его заслуги и достоинства…» Ну и кому, как не ему, с руки прорехи залатать, а о достоинствах всем забывчивым напомнить? Что и пытается делать…

А имя главному проекту фонда, альманаху «Тобольск и вся Сибирь» дал как раз Валентин Григорьевич. Можно сказать, что это еще одно из многих духовных завещаний великого художника, память о котором мы бережно храним.

 

Нескучные отчеты

 

Фонд «Возрождение Тобольска» каждый год выпускает отчеты о своей работе. Название – а на обложке так и указано, «Отчет», – честно говоря, отпугивает. Это ведь обычно жанр скучный, казенный, бухгалтерский или чиновничий. Но здесь – ничего подобного. Со страниц каждого такого объемного издания, выполненного на дорогой бумаге, щедро иллюстрированного, предстает живая, увлекательная картина жизни фонда за прошедший год (или десятилетие – к юбилеям положены специальные тома).

Безупречное полиграфическое исполнение – конек фонда. Вот и эти отчеты приятно в руки взять, оглаживая страницы, рассматривая цветные фотографии, сделанные признанными мастерами, в том числе и самим Елфимовым, который успешно овладел этим искусством и, кажется, никогда не расстается со своей камерой.

Кто-то из авторов в одном «Отчете» к месту процитировал известного историка Ключевского: «Благородный облик книги несет нравственное начало». Все верно. И в «человеке должно быть все прекрасно», и содержательной книге надлежит быть «одетой» со вкусом, вызывать у читателя уважение и даже волнение, как при встрече с красивой дамой.

Если уж так выглядят отчеты, то что говорить о главных изданиях фонда. Многие из них поистине уникальные, коллекционные, какие-то печатались в Вероне, в одной из лучших европейских типографий.

 С самого начала фонд громко заявил о себе публикациями трудов тоболяка Семена Ульяновича Ремезова – «Сибирской летописи», «Чертежной книги Сибири» (на книжном салоне в Санкт-Петербурге в 2006-м эта книга победила в номинации «Издание, ставшее событием года»), «Чертежной и Служебной книги Сибири».

 А выход «Хорографической книги Сибири» (2011 г.) стал особым событием. Это факсимильное издание, сопровожденное комментариями как прикладного характера (позволяющими лучше ориентироваться в атласе), так и научного свойства.

Само издание для специалиста или пытливого читателя представит серьезный интерес, а обывателя впечатлит, по крайней мере. Но если бы не «Отчеты», мы бы и не узнали, каких колоссальных трудов стоила фонду реализация этого проекта. 12 лет (!) велись переговоры с библиотекой Гарвардского университета, где хранится ремезовский атлас. Американцы не раз игнорировали просьбы фонда и российских ученых предоставить материалы для публикации. Но – свершилось! На средства фонда атлас был наконец-то отреставрирован и оцифрован и увидел свет на своей родине – усилиями неутомимых земляков его автора.

 

Как уже было сказано, главным направлением деятельности фонда стало издание альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Это, в первую очередь, портреты тех городов, которые сыграли значительную роль в освоении и развитии Сибири. Портреты художественные, отражающие и родословную каждого населенного пункта, и его, шаг за шагом, взросление, и драматичные, а порою трагические событие его жизни, и его победы, и его сегодняшнюю суть – как внешний облик, так и экономическое, социальное состояние. Разумеется, книги полны рассказов о людях, населяющих эти города. Тобольск (с него начали – а как иначе?), Тюмень, Сургут, Курган, Шадринск, Барнаул, Красноярск, Иркутск… Все адреса называть не будем, список длинный.

На сегодня выпущено около сорока книг. И не только о городах: среди них есть и посвященные важным событиям или явлениям – такие, как «Северный морской путь», «Сибирское казачье войско».  Особое место отведено Великой Отечественной войне. В этой серии – «Сибиряки в битве за Москву» (два тома), «Сибиряки в Сталинградской битве» (три тома), пятитомник «Сибиряки и Победа».

Со страниц «Отчетов» Аркадий Елфимов не устает произносить слова благодарности всем, кто помогает фонду, финансами ли, трудами своими, кто несет читателям то слово, которое, будем надеяться, отзовется в каждой душе. А нам, омичам, приятно, что вот уже восемь лет редактирует альманах, выступает составителем большинства сборников и автором многочисленных интервью, очерков, статей наш земляк, талантливый поэт и публицист Юрий Перминов.

Фонд объединяет людей по обе стороны книжной страницы: и авторов публикаций (а их, как посчитали издатели, набралось за эти годы более тысячи), и читателей, которых уже едва ли не миллионы.

Фонд обращает в свою веру россиян, живущих в разных уголках страны, разными трудами добывающих хлеб насущный, но родственных в желании видеть свою страну сильной и благополучной, а своих детей – здоровыми и счастливыми. В чем вера? В хрестоматийном «не хлебом единым»?

В отчете фонда за 2016 год Аркадий Елфимов написал:

«Мир, в котором мы живем сегодня, является непосредственным продолжением мира вчерашнего, мы должны не просто оглядываться назад, чтобы знать, что нас ждет впереди. Нам необходимо просеять песок истории нашей страны сквозь собственные пальцы, отделить факты от вымысла, зерна от плевел. Возвести внутри своего сознания систему ценностей и взглядов (если таковой еще нет), основывающихся на тысячелетней истории нашей страны. Настроить призму внутреннего зрения так, чтобы видеть причины всего того, что происходит вокруг».

 

Цель и средства

 

Сколько ни говори о работе фонда «Возрождение Тобольска», все равно что-нибудь да упустишь. Шутка ли: если собрать все «Отчеты», то наберется около … десяти тысяч страниц. И что тут самое важное? Самое, как принято нынче выражаться, креативное?..

Очень часто у нас всевозможные замыслы гибнут на тернистом пути к воплощению. А «мотор фонда» Аркадий Елфимов выдает столько идей, что, право, не знаешь, чему удивляться больше: их смелости и количеству или же тому, что все они рано или поздно обращаются в реальные дела.

Издательская деятельность – да, основное направление фонда. И она разнообразна. Тут (помимо уже названного нами) труды исследователя Севера Александра Дунина-Горкавича и уроженца Тобольска Дмитрия Менделеева; двухтомник о старинном русском промысле – о тобольских косторезах; фотоальбомы, десятки изданий знаменитого «Конька-Горбунка» тоболяка Петра Ершова; произведения сибирских литераторов.

Что ни книга, между прочим, то какая-нибудь высокая награда за победу во всероссийских конкурсах издателей… Вот сказано: основное направление. Но ведь не единственное. Фонд финансировал создание и установку памятных досок композитору Александру Алябьеву (автор «Соловья» – тоже из местных, сколько же великих в Тобольске уродилось и сколько так или иначе связано с судьбой этого удивительного города!), Семену Ремезову, Дмитрию Менделееву, царской семье. Благодаря фонду появились памятники Дунину-Горкавичу, Достоевскому, Ершову.

Выпуск памятных коллекционных медалей «Славен град Тобольск» – тоже идея фонда. А ботанический сад «Ермаково поле»? Тут, правда, не только инициатива самого Елфимова явлена, но и его собственные средства затрачены. Это он два десятка лет назад взял в аренду земли заброшенного санатория и превратил их в цветущие аллеи, засадил редкими растениями, восстановил кое-какие из разрушенных корпусов, поставил здесь изящные ротонды и часовню – не без помощи, конечно, друзей и единомышленников.

Этот парк, расположенный на высоком берегу Иртыша, пленяет своими красотой и величием. Официально он открылся в 2016 году, и сразу сюда потянулись туристы не только из Тюмени и соседних регионов, но и издалека, из ближнего и даже дальнего зарубежья.

Жаль, что у россиян пока что в приоритетах какая-нибудь Турция, пляжи и «все включено». Многие ли даже из сибиряков бывали в Тобольске? А в Иркутске и на легендарном Байкале? Там, где «включена» возможность обогатиться новым знанием и испытать гордость за нашу страну, за ее историю, ее природу и ее людей…

В делах фонда и самого Елфимова всякое лыко в строку. Никаких метаний в стороны, отклонений от «генеральной линии», от продуманной концепции. Аркадий Григорьевич свои взгляды отстаивает яростно, с завоеванных позиций его не сдвинешь. В этом есть и то, что может показаться кому-то излишним упрямством и отсутствием гибкости, но в то же время видна цельность натуры, какая встречается нечасто, особенно в наше время, когда мимикрия куда в большей цене, чем прямота и честность.

Премии, которые ежегодно вручает фонд, – тоже «лыко в строку». Одна из них имени Дунина-Горкавича, другая – известного русского путешественника и художника Федора Конюхова. Первой удостаиваются ученые, литераторы, деятели искусства, меценаты за вклад в развитие различных отраслей науки и культуры. Диапазон номинаций конюховской шире. Одна из них – «Будущее России». Ее получают детские творческие коллективы, школьники, добившиеся успеха в учебе, в спорте или разных художествах. И это правильно, что рядышком в торжественной обстановке чествуются представители разных поколений. Пускай и юные, глядя на старших, обретая с годами опыт и силу, стремятся дотянуться до их достижений.

Выставки, организованные фондом, – еще одна интересная страница его насыщенной жизни. По разным российским городам путешествуют экспозиции живописных, графических, фоторабот, изделий народных мастеров. В Омске, к примеру, в литературном музее имени Ф.М. Достоевского в 2018 году прошла очень любопытная выставка экслибрисов.

В наше время эти ярлычки, вклеиваемые на форзац, то есть внутреннюю сторону обложки, не в моде. И больше того – далеко не все даже имеют представление о том, что это за штука такая с красивым названием «экслибрис». Хотя формально им являются и печать библиотеки, и ваш автограф или сделанный неумелой рукой простенький рисунок в принадлежащей вам книге. Но, конечно, интерес представляют те экслибрисы, которые выполнены мастером и по праву являются отдельным, оригинальным направлением графического искусства. Предоставили их музею из своей коллекции Елфимов и один из щедрых благотворителей фонда поэт Дмитрий Мизгулин.

Экслибрисами увлекаются только истинные книгочеи, те, для кого книга не просто источник знаний. В личной библиотеке Аркадия Григорьевича, заметим попутно, более десяти тысяч томов. Экслибрис о своем владельце поведает многое: о его характере, пристрастиях, вкусах. Вглядимся в елфимовские?  На одном из них – портрет молодого Достоевского. На заднем плане – Тобольский кремль. А над ним – спускающийся с небес ангел с книгой Нового Завета в руках.

Как мы знаем, именно в Тобольске, куда был этапирован Федор Михайлович до его заключения в Омский острог, жены ссыльных декабристов подарили ему Евангелие. Священное писание, читанное им на каторге сотни раз, повлияло на его мировоззрение, сформировав его и как личность, и как литератора. И ангел на экслибрисе не случаен. «Тобольск – ангел Сибири» – любимый елфимовский образ. Он подчеркивает: не жемчужина (это же банально!), а именно ангел. Ангел-хранитель великой истории покорения Сибири, истории выдающихся сынов этой земли. В ботаническом саду «Ермаково поле» есть скульптура «Ангел Сибири». И одна из выставок работ Елфимова-фотохудожника, проходившая в Москве, носила то же название.

Автор этих строк, побывав на выставке, сделал для себя немало открытий.  Вот стихи Мизгулина почитать захотелось. В Тобольске побывать еще разок… Фонд нас и просвещает, и побуждает к действию, и дарит встречи с увлеченными людьми, заряжая их энергией. Определенно, в этом Аркадий Елфимов и его соратники видят свою задачу. И, как всегда с ними происходит, добиваются цели.

 

Благотворители и благополучатели

 

Право слово, существуй в России премия «Издание века», шансы оказаться в лауреатах были бы у фонда и тут. Речь о первом факсимильном издании того самого экземпляра Евангелия, с которым Достоевский не расставался в ссылке. Фонд «Возрождение Тобольска» сумел облечь книгу в неожиданную художественную форму. Сам Новый Завет и сопровождающие его комментарии помещены в макет (не точный, метафорический) «столыпинского вагона» с зарешеченными окнами.

Сделан деревянный короб из липовой дощечки. На ней с помощью лазера имитирована структура сосны. Уже сам по себе этот короб, созданный по эскизам известного российского художника Василия Валериуса, является произведением искусства, достойным самых взыскательных исторических музеев.

Столыпинские вагоны появились в России, разумеется, позднее, уже в 20 веке, и Достоевского этапировали в Тобольск и Омск в повозках, но сам этот образ мрачного каземата помогает создать читателю настроение тревоги, волнения – еще до того, как он прикоснется к книжным страницам.

Какие пометки, подчеркивания, то ногтем, то карандашом делал писатель в Евангелии? Какие страницы загибал, чтобы возвращаться к ним снова и снова? Наконец, какое влияние оказали тексты Священного Писания на его творчество? Ответы на эти вопросы найдет вдумчивый читатель в новом издании фонда, которое позиционируется   как «памятник гению писателя».

Памятники, как известно, – категория штучная, но поклониться им есть возможность у многих. Оцифровано ли эксклюзивное издание? Да! То есть оно в электронном виде стало доступно широкому кругу читателей. Так ведь и в изобразительном искусстве: есть шедевр, хранящийся в музее или в частной коллекции, – а есть репродукции, вполне позволяющие знакомиться с творчеством автора, пробуждающие к нему интерес.

– Были те, кто меня отговаривал от этого шага, – рассказывает Аркадий Григорьевич. – Ведь если мы делаем наше издание достоянием общественности, то его уникальность теряется. Но наша цель – не эксплуатировать успехи фонда, зарабатывая на них, а дойти до возможно большего числа поклонников Достоевского.

Можно пофантазировать: это издание заставит того, кто поверхностно, со школьной скамьи знаком с творчеством Достоевского, но чьи руки не дошли до Библии, обратиться к мудрой книге, которая, по словам самого Федора Михайловича, «принадлежит всем, атеистам и верующим равно». И напротив, человек набожный, но не слишком образованный потянется к произведениям нашего великого соотечественника – самого, кстати говоря, читаемого (и почитаемого) русского писателя за рубежом. А уж нам-то сам Бог велел изучать его произведения.

Евангелие Достоевского выходит небольшим тиражом, всего-то в сто экземпляров. К кому попадет? В некоторые частные коллекции. Но основная часть преподносится в дар библиотекам, музеям, культурным центрам. В Москве оно передано Российской государственной библиотеке. В Санкт-Петербурге – музею имени Достоевского, а еще университету имени Аристотеля в Солониках, Владимирской областной библиотеке.

Все издания фонда оплачивают благотворители. А это ежегодно – кругленькие суммы, порою в десятки миллионов рублей. Заметим, за каждую копеечку фонд добросовестно отчитывается. А книги оказываются в российских библиотеках. Причем во многих они хранятся в отделах редких книг. Елфимов признается: узнав об этом, был поначалу немало удивлен. А ему объяснили, что книги фонда представляют ценность не только содержанием, глубокими изысканиями, но и, с точки зрения профессиональных библиографов, являются произведениями искусства. Вот как!

Кто «получатели блага» от деятельности фонда «Возрождение Тобольска», мы уже поняли. Любой (при желании) читатель. Если он до библиотеки не доберется – не беда. Большинство изданий оцифрованы и «лежат» в Интернете. Все альманахи там можно найти, альбомы, да и о выставках и творческих встречах, организуемых фондом, мы узнаем, заглянув на его сайт.

А кто благотворители? В «Отчетах» каждый год публикуется «Дарственный реестр полученной благотворительной помощи». В нем – не только крупные организации, но и имена простых людей, тех самых благодарных читателей, пожертвовавших скромные, но не менее ценные суммы из своих зарплат или пенсий.

Правда, Аркадий сетует, что меценатов со временем становится все меньше, богатеи своими деньгами делиться не спешат. Предпочитают тратиться на самолеты и яхты, на изощренные, безудержные плотские услады. Елфимов с присущей ему резкостью называет представителей сей породы «обожранцами». И к рассуждениям на эту тему часто обращается в своей публицистике на страницах изданий фонда. Вот и в предисловии к альбому «Федор Конюхов», вышедшему в серии «Сибирский художественный музей», пишет:

«Есть два противоположных понятия, определяющих смысл жизни, культуру и поведение человека: понятие ЧЕСТЬ и понятие ВЫГОДА. Человек чести служит обществу, человек выгоды служит себе и потому опасен для других».

Елфимов в своих заметках напоминает нам об известных русских меценатах, которые считали безоговорочным долгом направлять на благотворительность часть прибыли. Называет имена фабрикантов Третьякова и Бурылина, княгини Тенишевой. Тут же говорит о своем друге Дмитрии Мизгулине. Он учреждает литературные премии, финансирует издание книг поэтов и прозаиков и просветительские программы, приобретает работы художников – те же картины Конюхова.

Современных меценатов (по счастью, не перевелись же), по словам Елфимова, объединяет то, что они «прикладывают свои усилия для развития человека, именно в культурном росте каждого гражданина видят решение и всех остальных проблем общества».

В этом подвижничестве – многие усилия и самого Аркадия. Сколько денег достал он, как говорится, из собственного кармана, оторвал от развития своего бизнеса за двадцать пять лет, сегодня и не посчитать. Как трудно посчитать, сколько стоит труд руководителя фонда, не получающего здесь никакую зарплату, при этом работающего изо дня в день «сверх нормы». Как ни позвонишь – в дороге, вдали от дома, на выставке, на презентации очередного издания, на встрече с потенциальным благотворителем или автором, за чтением объемных рукописей…

А недавно его путь лежал в Муромцево Омской области. Здесь Елфимов открывал выставку работ талантливого фотохудожника Павла Кривцова. Прежде она уже успела побывать в нескольких городах и имела большой успех. И еще очень важное: райцентру Муромцево будет посвящен очередной выпуск альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Правда, за этот адрес Елфимова многие подвергали критике. А он стоит на своем:

– Мне пытались возразить: дескать не тот масштаб. Мы изначально планировали писать про крупные сибирские города, двигаться, как русские первопроходцы, «встреч солнцу» на Восток, по первым русским острогам. Этот замысел обсуждался еще с Валентином Григорьевичем Распутиным. А Муромцево – небольшой населенный пункт, не вписавший, казалось бы, ярких страниц в российскую историю. Но я хотел бы на примере обычной российской глубинки показать крестьянский уклад сибирской деревни. Шире – вообще роль крестьянства, на чьем трудовом хребте поднималась и богатела страна, чьими ратными подвигами одерживались все наши победы над врагом в многочисленных истребительных войнах – от татаро-монгол, поляков в Смутное время, наполеоновской армии и до гитлеровского фашизма. Русский крестьянин – и трудяга, и боец, одинаково хорошо владевший и пилой с топором, и шашкой с винтовкой. А наша мораль, наша культура тоже уходят корнями в крестьянство. Оно же, составлявшее 80 процентов дореволюционного населения России, было основой, опорой государственности. Так что тему мы поднимаем важную, и труд издадим серьезный, привлечем в авторы в том числе известных московских историков.

Книгу о Муромцеве финансирует по большей части Борис Иванович Коваленко. Он из здешних мест родом и при жизни стал буквально легендой: каждому муромцевскому школьнику это имя знакомо. Детство Коваленко прошло в Петропавловке, небольшом поселке под райцентром. Малую родину он давно покинул, жил в Москве, а ныне обитает в Лондоне. Став преуспевающим бизнесменом, построил десятки крупных проектов по всей стране.

В Петропавловке Борис Иванович сперва возвел часовню на кладбище, где похоронена его мать, потом – большой православный храм. Дом культуры, библиотека, детский сад, Дом ветеранов – вот то, что сегодня построено на деньги благотворителя. Им же учреждена именная стипендия для юных земляков-студентов вузов. Что ни год, то новый подарок готовит он для родного поселка. Вот и нынче здесь появится современная школа, какой прежде никогда не было. Стройка вовсю идет.

Надо говорить о таких людях во весь голос. Надо писать о них. И очерк о Коваленко в альманахе будет. Как ждут нас впереди и новые книги фонда, новые увлекательные повествования о сибирских городах, о славных героях прошлого и о наших достойных современниках.

 

Владимир Булычев
Омск
 
Фото Аркадия Елфимова, Надежды Гугель и фонда «Возрождение Тобольска»